"О русском роке, как о достижении искуства"  

№1. `60-ые - `70-ые:


В 60-х годах вся музыка в Советском Союзе разделилась на две части: эстрадная (правильная, полноправная) - просто эстрадные исполнители, вокально-инструментальные ансамбли, фолк и др. и "независимая сцена" (запрещённая, не признанная) - барды и прочее. Бардами являлись те люди, которые в одиночку исполняли песни собственного сочинения под шестиструнку. Пели они соответствующим образом о бытавухе, да и жизни в целом, не скрывая всех её "красот". Барды существуют и сейчас, но уже трудно сказать, кто это такие (в особенности после появления "русского шансона"). Так же во вторую категорию, само-собой, отнёсся и русский рок, который зародился в ококло 64 года, причём первые его фигуры это не "Машина времени" и не "Воскресенье", как считают многие. Элвис Прэсли тоже считается первым рок-н-рольщиком, однако сам рок был зарождён лет на 5 раньше, что естественно - первым часто считается тот, кто к примеру раньше всех выпустил пластинку в данном стиле, или ещё как-то ГРОМКО о себе заявил. В тотальном подполье за несколько лет до образования "Машины Времени" появились группы Братья, Сокол, Славяне, Скоморохи (2 последних - группы Александра Градского, дедушки русского рока), Странники и др. Но кто бы стал считать, что они первые? Не смотря на такие заслуги, как та, что первую рок-песню на рудном языке "Солнце над нами" в 66 году написала группа "Сокол", эти люди не записали ни одной пластинки, а выступали как максимум в кафе. Так что так...

Не смотря на то, что вдохновление в первую очередь черпалось из битловских и стоунзовских песен, играть как свои идолы ребята не имели возможности из-за отсудствия необходимых средств. По-сему именно барды (преимущественно Владимир Высотский) послужили примером для создания русского рока. Юные рокеры точно так же бренчали свои песни под акустику, только уже в том числе и по большому счёту коллективно. Возможно просто за неимением аппаратуры, а может и так было весело. Хотя не прошло много времени и эти люди стали добавлять в свои песни электричество. По той же акустической бардовской манере играли и рок-группы 1-й волны (первые 10-15 лет). Но все они не имели возможности спокойно давать концерты, не могли попасть на радио и телевидинье, во всём являлись изгнанниками. Эти люди были вынуждены прятатся от властей, но многих в последствии стали вылавливать и учинять побои. Хотя тогда же, в 70-х, элементы русского рока стали наблюдатся среди эстрадных ВИА. Большество из них играли софт-рок, сами того не ведая (вспомните, например, "Новый Ариэль").

Тем не мение, спустя 7 лет после появления "Братьев" и "Странников", в Москве и облости началась настоящая рок-лихорадка (по моим подсчёта в ту пору рок играла 1 тысяча 132 человека) и длилась она года этак до 75-го. Эти несколько лет стали своеобразным протестом молодёжи против советской власти. И это время не прошло бесследно: спустя каких-то 5 лет город Лененград окончательно и безповоротно стал Столицей Русского Рока. В связи с этим в Питер стали перебиратся многие рок-музыканты, не получившие популярности (или потерявшие её) на Родине: Naulilus pompilius, ДДТ, Агата Кристи, Чиж, Разные люди и т.д. Родоночальниками этой новой волны, или лучше сказать нового прихода, можно назвать группу АКВАРИУМ. "А.", во главе с Борисом Гребеньщиковым (Б.Г.) действовали по тем же принцыпам - играли и записывались преимущественно на всякой ху**е по-принцыпу: "главное нам нравится, а на всё остальное - класть". Возможно именно они придумали своеобразный стиль написания текстов, в котором стали творить такие группы, как NAUTILUS POMPILIUS, АУКЦИОН и прочие - чудовищная философская абстракция и попросту бред. Называтся всё это иначе, чем РОК, просто не могло.

Первый континент, куда перешёл панк-рок 2-й волны ("классический"), выйдя на износ на Западе, был СССР, `79-й год. Летом этого года человеком по прозвищу "Свинья" была организована первая в Совке панк-группа "Автоматические Удовлетворители", где на бассу играл не кто-нибудь, а сам Виктор Цой. Через год Цой и Рыбин (гитарист А.У.) покидают группу и организовывают свой собственный, правда очень коротковременный (всего 1 год существования) проэкт "Ленин и Гиперболоиды", а затем В. Цой собрал один из важнейших в русском роке коллективов, группу "КИНО". Однако её появление как-раз пришлось на самую суровую пятилетку гонений рок-групп (82 - 87)...


№2. 1980-1988 ("Время колокольчиков"):


Перечислять все существующие в 80-х русские рок-группы смысла нет - их очень большое кол-во и хорошего там было куда больше, чем плохого. Главное что эксперементальность, абстракционность и жуткая философия, которую зародил Гребеньщиков, переместилась в 80-е - эпоху тяжести, а соответственно в хард-рок, который появился на самом горизонте 80-х годов: Д.Д.Т., ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, ХРУСТАЛЬНЫЙ ШАР, АЛИСА...

В 1980-м году в России наиболее модным и популярным стилем стал именно рок, во всех своих проявлениях и направлениях (в том числе металл). А в ту пору этот шквал как раз был необходим, т.к. страна устала от скованности вьевшегося устава и т.п. РОК стал настоящей игрой с огнём, но в то же время как раз и был наиболее актуален. Молодёж хотела перемен, устала от закомплексовки, скованнсоти и по этому делать, или хотя бы слушать такую музыку было замечательным способом и средством от всего и для всего. К тому времени "бум" Р-рока перебрался в Сибирь, преимущественно в форме "Сибирского Панка".

Негодование не заставило себя ждать - за группами установилась слежка. Пойманым учинялись всевозможные наказания. Один из наиболее ярких примеров - это тот, когда продюссера группы "СОКОЛ", Юрия Айзеншписа, посадили на 8 лет по 88-й статье - за то, что он организовывал своей группе многочисленные выступления (в кафе и ещё где-то... ну в общем там, где это было можно) и приобрел им электро-гитары. Под руководством Айзеншписа "Сокол" был более чем вызывающей командой и по этому тут же распался. Кстати, выдя из тюрьмы, спустя 2 недели, он попал туда снова, но уже за совсем другое. Вышел он только лишь в 87-м году. Но рокеров нельзя было сломать. Они любили то, чем занимались и не бросили свою музыку. Это были и есть на самом деле сильные люди.

Тем временем в России металл не заставил себя ждать - между 1984 и 87-м годами появилось 5, по сю пору основных представителей русского металла: "ЧЁРНЫЙ КОФЕ", чьё первое демо "Ч.К.''84" по всей очевидности является первым резилом в стиле "хэви-метал" на теретории СССР, группа "АРИЯ", к которой моментально прикрепилось звание "Руссий Iron Maiden", 2-х трэш-металл-банды "КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛА" и "ЧЁРНЫЙ ОБЕЛИСК" и наконец, из половины участников Арии был собран в более "тяжёлый" коллектив "МАСТЕР" (больше всего Мастер напоминает поуэр-металл группу Halloween). Можно смело назвать эту пятёрку лучшими и классическими творениями в стиле "русский металл". Хотя была ещё группа "Маркиза", целиком состоящая из девушек. В общем различный тяжёлый рок, как я уже сказал, был в моде. За всё это время групп, не желающих присоединятся к числу вышеупомянутых, было не так много: А.У. (Питер), Народное ополчение (Питер), Чудо-Юдо (Москва) и Объект Насмешек (Питер). Естественно все они были панками. В Сибири же панк в это время плодился как бешеный. К слову, в 1985 г. появилась известная песня Гражданской Обороны "Поганая молодёж" со словами: "Ведь всё равно становится всё больше панков". Но панк-рок - это уже отдельная история.

В 1988 году, как известно, к власти пришёл М. Горбачёв и рок, во всех его проявлениях, разрешили. Юрий Айзеншпис вышел из тюрьмы и сразу же решил продолжить развитие своего проэкта - разкрута русской рок-группы. Ему повстречался Витя Цой и по понятным обстоятельствам эти 2 человека стали работать вместе. Таким образом отечественный рок стал постепенно выходить из андерграунда. Однако выпустив РОК из запретной зоны, он автоматически перестал выглядеть, как некая запрещённая субстанция. Да что там говорить? Уже ничего не запрещалось... ни секс, ни наркотики, ни рок-н-ролл. Сраное КГБ прекратило вылавливать музыкантов за нарушение общественного порядка своим выступлением, или внешним видом. Музыкальное министерство культуры по прослушиванию было уже никому не нужно, каждый мог делать что хотел.

С приходом димократии рок-группы в нашей стране наконец-то получили возможность нормально выступать, записыватся в профессиональных студиях и легально выпускать свои альбомы. "Кино" под чудким руководством Юрия Айзеншписа стала первой рок-группой, приобретившей яркий коммерческий оттенок. На самой музыке это не успело сказатся, но с тех пор наша рок-н-рольная сцена стала терять свою изюминку, оставшись просто хорошей музыкой.


№3. 1988-1992:


Итак, рок разрешили, но за 2 года до конца восьмого десятилетия 20-го века, его былую славу затмило диско (Ласковый Май, Мираж, Фристайл, Рома Жуков, Звёзды и др.), вскоре прешедшая попса + её сопровождающая коммерция и шоу бизнес, в котором протестующему року делать было нечего. В этот момент что-то умерло. Есть на мой взгляд неоспоримая теория, что рок-н-ролл умер в середине 70-х годов, по прошествию 25 лет (1950-1975). Это случилось и у нас и как не странно - по прошествию того же периода.

Вот они, 90-ые - время великих потерь и дешовых открытий. В небытие пропало множество совсем недавно популярных рок-ансамблей, когда как другие постепенно стали продаватся коммерции. Рок на Урале, а именно - в городе Екатеренбурге, а так же в Уфе был окончательно отвергнут в самом начале 90-х. Судьбу многих рокеров решило гостеприимство Северной Столицы.

Первая волна подвела свой итог весной 92-го, когда прошёл один из самых масштабных рок-фестевалей за всю историю жанра. Он-то и стал финальной точкой всему. Хиты сезона - оба "осенние": "Что такое осень?" (Д.Д.Т.) и "В последнюю..." (те же лица).

...Прощальным костром догорает эпоха
и мы улетаем за тенью и светом...

Ю. Шевчук

"Особняком в этом ряду стоит концерт 16-го мая 1992 года в ДС "Крылья Советов", на котором состоялась презентация пластинки Все это рок-н-ролл." - писали "Звуки.Ру" спустя 10 лет, в 2002-ом.

Вот и выходит, что эти 5 лет (88-92) были некой непонятной, переломной субстанцией. А может быть и неким "пост скриптумом" первой волны. Вопрос весьма спорный.


поcлесловие:


С 1992 года начанается всесильный балл попсового изврата, а в 93-м настала т.н. "вторая волна" русского рока. Стилистика многих, более новых групп, заметно меняется. Этот сезон, можно сказать, открыл Агатовский альбом "Позорная звезда". Появляется первый русский поп-рок (рокапопс, попсрок, непопса), который местами начинает прослушиватся уже на этом альбоме (в таких песнях, как Айлавью и Новый год). Не предают рок в принцыпе только "старики" (Гребенщиков, Бутусов, Кинчев, Шевчук...)


в краце:


первая волна: середина 60-х - 1992. Условно можно разделить на 3 части, старого (до середины 88 г.) и нового формата (88 - по сегоднешний день):

1) 64 - ? - начало. Основной её всплеск произошёл в начале 70-х годов в Москве.
2) 80 - 88 - самый рассвет русского рока. "Время колокольчиков" (по названию песни Сани Башлачёва).
3) 88 - 92 - 5 лет "перестроечной легализации". Переход от рока к коммерции.

вторая волна: середина и конец 90-х (1993 - ?). Её, можно сказать, открыл новый альбом Агаты Кристи "Позорная звезда", главный хит на котором - "Как на войне". Ещё 1 хит сезона - "Хару Мамбуру" (группа "Ногу свело!").

третья волна: 2001 - сегоднешний день. Возраждение. 1 из основателей - Михаил Козырев, основатель "Нашествия", генеральный продюсер и один из создателей радиостанции "НАШЕ радио" и просто хороший человек.


***
***
***


* Некоторые значимые представители русского рока в 1964-1987:

Вопрос о том, кто был родоночальником рока в СССР до сих пор спорный. Были московские Brothers (Братья), Сокол и Славяне (64 - 65 год), в последней из которых пел Александр Градский [3 ноября 1949] - дедушка русского рока. Была так же группа Грифы. Однако в то же время в Лененграде играли: Странники, Лесные братья, Авангард, Аргонавты, Мифы, а в Латвии с 64 года существовала рок-группа "Архив". Тем не мение некоторые люди утверждают, что русский рок зародился аж в 61-ом году с появлением Рижских "Ревенджерс" (т.е. "Мстители"). Кто тут прав - не известно, по сему начнём отсчёт с очевидного.
...


1965: Сокол, Славяне
.
1966: Скоморохи
2-я группа А. Градского, в которой ещё в 1-м составе на фортепьяно играл Александр Буйнов
до 71-го года почти никаких записей не сохранилось, видимо только с концертов, да и то мизерное кол-во
.
Скифы
.
(примерно в 1967 появляется гр. Лос Панчос, где Градский поёт в тичении года)
.
1968: Земляне (первые 10 лет - "Апрель")
одни из тех групп и ВИА, которые в 80-х на долго пропал, но вернулись в начале 00-х, дабы малость утихомирить сомнительное попсовое затмение и продолжить петь для тех, кто их помнил и любил все эти годы и не только для них!
.
1969: Машина времени
Андрей Макаревич был рождён в 1953 году
.
Воскресенье
одновременное появление с М.В.
первые 2 года перепевали традиционные рок-хиты, затем развалилась, в итоге 1-й альбом был записан лишь в 79-м году, но зато он двойной..
.
июль 1972: Аквариум
.
1974: Крематорий (до 83 года именовались, как "Чёрные пятна")
.
За, Мифы, Россияне
.
1975-1984: Жар-птица
лидер группы - Сергей Попов (26.09.50)
над композициями собственно исполнения начали работать в 79/81 годах, до этого играли трибъюты популярных западных рок-групп
.
1978-1998: Nautilus pompilius
Вячеслав Бутусов был рождён 15 октября 1961
.
1978 [сентбярь]: Пикник
точное время существования: 1978-1986, 1991...
.
"в 1980-м году в России наиболее модным и популярным стилем стал рок - обычных и хард (в том числе металл)"
.
лето 1980: ДДТ (одни из первых исполнителей русского хард-рока)
Юрий Шевчук: 16 мая 1957
запись 1-го демо "ДДТ-1" (8 песен) - 1981, 1-го альбома "Свинья на радуге" (16 песен) - весна 1982
.
1980: Зоопарк
.
1982: Кино, Звуки Му
.
лето 83: Браво
группа начинала играть New Wave, но быстро переключилась на рок-н-ролл. свою первую дему записали в декабре 1983
.
16 октября 1983: Мумий тролль (изночально - "Муми тролль")
первый магнитоальбом "Новая луна апреля" - 1985.
.
ноябрь 1983: Алиса
.
Аукцион
.
1984 (85): Калинов Мост

...


повернуть время вспять
начало

Хостинг от uCoz